Ритейл-рынок Китая. Кто крупнейшие ритейлеры и какие тенденции?
Китай – огромный потребительский рынок и очень динамичный ритейл – как физический, так и e-commerce. В настоящем материале сделаю три фокуса – тенденции китайского розничного рынка, как выглядят крупнейшие сети FMCG в стране (в том числе и международных ритейл-брендов) и немного о том, каким категориям и как выход на один из крупнейших в мире рынков потребления может даться проще, чем другим (кого на рынке больше ждут, в food-категориях).
ТЕНДЕНЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РИТЕЙЛ-РЫНКА
По данным годового отчета одного из крупнейших ритейл-операторов Китая – Lianhua Supermarket Holdings Co. (3618 магазинов), за 2016 год несколько замедлившийся по сравнению с прошлым годом прирост ВВП составил 6,7%. Суммарные розничные продажи в стране за год приросли на 10,4% (-0,3% прироста по отношению к 2015-му). Прирост продаж топ-50 крупнейших торговых операторов Китая за отчетный период составил +0,5%. Номинальный прирост доходов населения, проживающего в городах, составил +7,8%.
Столкнувшись с замедлением роста экономики, трансформацией структуры потребителей и их моделей поведения, китайские ритейлеры вынуждены решать вопросы операционной эффективности. В 2016 году из-за постоянного увеличения эксплуатационных расходов, корректировки потребительского спроса и быстрого развития онлайновой розничной торговли физическая розничная индустрия столкнулась с трудностями.О хорошем. На китайском рынке интенсивно развивается онлайн-торговля, в том числе продуктами питания. Ниже вы встретите ссылки на e-commerce площадки, которые развивают традиционные ритейлеры, а также на несколько крупнейших онлайн-торговцев страны. Согласно Nielsen, 11% суммарных ритейл-продаж в Китае приходятся на e-commerce (для сравнения – в США это 8%). Продажи через онлайн-каналы в стране растут ежегодно на уровне 53% (в США – на 12%).
Согласно данным отчета Deloitte 2017г., базируясь на настоящих трендах и темпах развития электронной коммерции в Китае, ожидается, что к 2019 году доля китайского онлайн-рынка в структуре мирового превысит 50%.
ТРАДИЦИОННЫЙ РИТЕЙЛ
В отчете USDA конца января 2017г. представлена аналитика розничного ритейл-рынка Китая. Приведу здесь сектор FMCG (преимущественно, food-структуру и ключевых игроков). Некоторые данные будут касаться начала 2016 года, при этом текущую структуру по игрокам они отражают.
Ключевые сети гипермаркетов и супермаркетов
Международные бренды – Wal-Mart, Carrefour, Metro – конкурируют с основными локальными ритейл-игроками – China Resources Vanguard и Yonghui. На начало 2016 года лидерами продаж потребительских упакованных товаров были: China Resources Vanguard, RT-Mart, Wal-Mart, Lianhua, Carrefour, Yonghui, Nonggongshang, Haihang, Bubugao, Wumart, Metroи AEON China. Высокий ценовой сегмент представляют лидеры: Ole’, BLT, Sam’sClub, Bravo, BHG.
China Resources Vanguard (более 5000 магазинов, данные USDA)
China Resources Vanguard, основана в 1994г в Гонконге, в 2003г. инициировала бренд «CR-Vanguard». В 2014 году после поглощения Tesco China (британский ритейлер не смог на тот момент работать под своим брендом в Китае) и долгого времени слияния, на начало 2016 года ритейлер оперировал более 5000 магазинами под различными брендами: Vanguard, Suguo, Vivo, Ole’, Legou Express, Vango, BLT, Voila!, Leonardo, Huanleshong, Zhongyi, HuarunTang. Годовые продажи превышают 104 миллиарда юаней (16,5 млрд. долл. США). В 2015 году ритейлер запустил онлайн-площадку: www.ewj.com.
Sun Art Retail Group Limited (446, по годовому отчету ритейлера)
Sun Art Retail – один из лидирующих операторов гипермаркетов в Китае (14,6% доля рынка в розничных продажах, по Евромонитору на декабрь 2016г.). Ритейлер оперирует магазинами под двумя брендами – Auchan и RT-Mart, суммарно представляющими 446 гипермаркетов в 224 городах. А также два премиум-супермаркета – RH Lavia и Hi Auchan, расположенные в Чанчжоу и Шанхае. Платформа e-commerce бизнеса компании – www.feiniu.com. В 2015 году Sun Art Retail поглотил онлайн-магазин продуктов питания www.fieldschina.com и http://xiaohehe.org/. В том же году создал вертикальную платформу, специализирующуюся на винах – www.auchanwines.com.
Walmart (Wal-Mart) China (более 430, по USDA)
Розничный гигант зашел на китайский рынок в 1996г. Представляет два своих розничных формата – суперцентры Wal-Mart и магазины Sam’s Club. После поглощения Yihaodian.com Wal-Mart запустил мобильное приложение для покупателей, обеспечивая доставку товаров на дом. В июне 2016-го Walmart и крупный китайский e-commerce – JD.com объявили о создании стратегического альянса для повышения качества обслуживания покупателей по всей стране посредством достижения синергии традиционного ритейла с онлайн-каналом. В июне 2016-го Walmart продал свои e-commerce операции JD. «Взамен» Walmart получил 5% в JD. И на днях он запустился на JD. Sam’s Club также открыл свой интернет-магазин (c 2010г.).
Lianhua (3618 магазинов, по годовому отчету ритейлера)
Lianhua Supermarket Holdings Co., основана в 1991г. в Шанхае, представляет магазины различных ритейл-форматов (гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома) преимущественно в восточном регионе страны. В 2016 году ритейлер открыл 212 новых магазинов и закрыл 477 (в т.ч. 395 франчайзинговых). На конец декабря 2016-го ритейлер оперировал 3 618 торговыми точками.
Carrefour (более 240 магазинов)
Китайская дочка французского ритейлера Carrefour, второй крупнейший международный оператор, присутствующий в Китае 20 лет, по данным отчета USDA, располагает 240 торговыми точками в 73 городах. На китайском сайте ритейлера также указано, что у компании есть e-commerce. В Шанхае ритейлер развивает формат «удобного магазина» Easy Carrefour, количество которых в городе уже ок. 30.
Yonghui Supermarket (ок. 500, супермаркеты и «премиум»)
Ритейлер Yonghui (основан в 1995 году) владеет ок. 500 супермаркетами, по данным USDA. Китайский онлайн-торговец JD.com с 2014 года инвестирует в приобретение акций Yonghui и на текущий момент владеет более 10%. На днях также появилось сообщение, что Yonghui Supermarket намерен построить supply chain промышленный парк в Пэнчжоу провинции Сычуань с общим объемом инвестиций в 1 млрд. юаней. Bravo YH – это порядка 50 магазинов более высокого ценового сегмента, которые развивает Yonghui.
Beijing Hualian BHG
Это high-end (высокий ценовой сегмент) – более 120 торговых точки в Китае.
METRO
Немецкий международный оператор Metro открылся в Китае в 1996 году в Шанхае. На текущий момент китайское подразделение ритейлера управляет 84 магазинами в 58 городах. Компания также имеет функцию онлайн-заказа товаров на своем сайте.
Aldi
В 2014-м СМИ сообщали, что выход розничного оператора Aldi в страну может состояться ориентировочно в 2018 году. И весной 2017-го ритейлер таки начал торговать в Китае. Правда, пока только в формате онлайн. Как сообщает издание Handelsblatt, дискаунтер будет продавать товары через интернет, используя digital маркетплейс крупнейшего китайского e-commerce – Alibaba. В сообщении, со ссылкой на директора по операциям в Китае компании Aldi, говорится, что ритейлер все еще планирует развернуть в стране физические магазины, но это предприятие откладывается из-за высокой стоимости инвестиций и неопределенных прогнозов успеха.
SPAR
Международный оператор SPAR (развивает сеть через франчайзинговых партнеров по всему миру) открылся в Китае в 2004-м. На конец 2016 года SPAR China насчитали 395 магазинов.
КОНКУРЕНЦИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ
Отдельно остановлюсь на сегменте небольших магазинов – «у дома», «удобных» + специализированных в секторе food. Поскольку во всех свежайших аналитиках о ритейл-рынке Китая подчеркивается усиление конкуренции между игроками малых форматов в крупных городах, и их количество постоянно растет. Крупнейшие игроки в этом формате в Китае представлены в таблице.
Крупнейшие по количеству магазинов ритейлеры Китая (формата Conviniece Stores и Specialty Stores)*
Nonggongshang Group (ок. 2 500 магазинов всех форматов, по данным USDA)
Ритейлер с локальными инвестициями – Nonggongshang Group (1994г.) развивается в разных форматах – супермаркеты, удобные магазины Kedi и Alldays.Ритейл-компании с японским капиталом: FamilyMart и Lawson
Lawson – крупнейший японский ритейлер (более 13 100 магазинов в разных странах) – в Китае по модели франчайзинга развивает 1062 торговых точки, среди которых 689 находятся в Шанхае. СМИ со ссылкой на комментарий вице-президента компании сообщают, что Lawson к 2025 году планирует открыть в Китае до 10 000 магазинов.
FamilyMart (24 494 магазинов в разных странах), основали свое ритейл-подразделение в Китае в 2004 году. Количество магазинов на конец 2015г. в стране – более 1500.
7-Eleven
Американский 7-Eleven (более 56 600 магазинов в 18 странах) стартовал в Китае в 1992-м и на текущий момент управляет более 1000 магазинами в стране.
Магазины импортных продуктов питания
Corner’s Deli – быстрорастущая ритейл-компания импортных продуктов питания в Китае. По данным отчета USDA, на начало 2016г. представляла 12 аутлетов. Jenny Lou’s – так же, как и предыдущий ритейлер, представляет магазины импортных продуктов питания – 17 торговых точек. Pagoda – специализированная сеть свежих фруктов (более 1000 аутлетов).
ЭКСПОРТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ В КИТАЙ
То, что может быть интересно экспортерам среди наших подписчиков.
В прошлом году в своем выступлении на форуме, Fialan отметили, что особым спросом в Китае пользуются: шоколад, кондитерские изделия, алкогольные напитки, мясные продукты, косметические средства, детское питание и молочные продукты.
Совет по вопросам экспорта продовольствия (UFEB) в конце января опубликовал статистику по ввозу молочной продукции в Китай из Украины. В материале отмечается, что именно Китай, в принципе, стал одним из основных двигателей восстановления молочного рынка в мире, прибавив за 2016 год +20% потребления импортной молочки. Основными группами были: молоко и сливки, сухая сыворотка и сухое молоко, детское питание. Эксперты, на которых ссылается UFEB, ожидают, что в 2017-м тенденция роста импорта молочной продукции в Китай продолжится. Особенно, в части сыров, т.к. китайцы активно перенимают европейские традиции питания, добавляя в рацион новые продукты. Китайцы много путешествуют)).
В начале прошлого года на китайский рынок вышла украинская «Левада». В новости о выходе отмечалось, что у китайских потребителей все большей популярностью пользуются европейские органические продукты питания и полуфабрикаты, которые позволяют существенно экономить время. Китайскому потребителю, в данном контексте, не чужды мировые тенденции. При этом, все еще сохраняющаяся консервативность рынка, с одной стороны, неактивно принимает новые продукты. А с другой – это стабильность китайских компаний в партнерстве, если производитель зарекомендовал себя как надежный.
В апреле издание Комментарии.uaо публиковало статистику по основным категориям украинских продуктов питания и напитков, которые становятся все более популярными для экспорта в Китай. К сожалению, в прошлом году это было в основном сырье, которое, как известно, не имеет высокой добавочной стоимости. Так, в 2016 году Украина экспортировала в Китай 82,09 тыс. тонн муки на 16,55 млн. долл. США (Госстат). В то время как мы на сегодняшний день располагаем большим количеством качественных готовых продуктов. Лидером по экспорту из Украины в Китай являются украинские минеральные и газированные воды (более 1,9 тыс. тонн за 2016г.). Далее следуют пиво (ок. 1,8 тыс. тонн) и кондитерские изделия без содержания какао (1,4 тыс. тонн). Китайский рынок также осваивают украинские производители виноградных вин, хлебобулочных изделий, хлопьев, соков, водки, варенья, колбасы, мороженого и др.
Хороший большой рынок, если знать правила игры! – Желаем нашим производителям быть там широко и выгодно представленными!
Галина Потапчук Портал МОЯ ТОРГОВАЯ ГРУППА