Идет загрузка.
Пожалуйста, подождите.

Меню

mail@fialan.ru

+7 (495) 532-78-88

  • English (UK)

Специальные Экономические Зоны Китая

ГлавнаяНовостиВажно знатьСпециальные Экономические Зоны Китая
ГлавнаяНовостиВажно знатьСпециальные Экономические Зоны Китая
Специальные Экономические Зоны Китая

Специальные Экономические Зоны Китая

Фундаментальные изменения в экономике Китая начались именно с решения Ден Сяопина создании экспортных зон – сконцентрировать в одном месте китайские предприятие, производящие продукцию и отправляющие ее на экспорт. Также создание СЭЗ стало сигналом для иностранных инвесторов о том, что экономика становится открытой, рыночной, а государственные власти обеспечат режим наибольшего благоприятствования для инвестиций. При создании первых СЭЗ и выборе модели их фунцкионирования изучался опыт США, Сингапура и даже Тайваня. В результате была выбрана модель СЭЗ ориентированная на экспорт, привлечение инвестиций и улучшение технологий производства. Были определены основные принципы работы СЭЗ, которые не меняются до сих пор:
  • Выход к международным транспортным коридорам (в основном морским).
  • Специальная законодательная база, способствующая привлечению зарубежных инвесторов (к слову, в Китае не существует общей законодательной базы, регламентирующей работу СЭЗ, для каждой СЭЗ принимались отдельные законодательные акты).
  • Простые и благоприятные условия деятельности предприятий иностранных инвесторов: низкие налоги и облегченный вывод прибыли.
  • Экспортоориентированность предприятий СЭЗ.
  • Высокая степень самостоятельности местных властей в адаптации положений и правил к местным условиям.
  • Самостоятельность резидентов СЭЗ при определении сферы деятельности, которой они будут здесь заниматься, в рамках существующих законов и правил.
Функционирование китайских специальных экономических зон и других районов со льготным инвестиционным климатом оказалось успешным. Среди достижений СЭЗ можно выделить высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения. В настоящее время на территории Китая действуют следующие основные административно-экономические образования со льготными режимами:
  • 5 специальных экономических зон: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);
  • 90 зон технико-экономического развития государственного уровня: в гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и других крупных городах;

 
114 зон новых и высоких технологий, в том числе наиболее известные:
  • 13 свободных таможенных зон: в гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь.
  • 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня: в гг. Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (Автономный район Внутренняя Монголия), Хуэйчунь (провинция Цзилинь), Даньдун (провинция Ляонин), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Пинсян, Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань).
  • Пять СЭЗ были созданы на восточном побережье Китая в начале 80-х годов в целях активизации привлечения иностранных инвестиций.
В настоящее время СЭЗ продолжают играть значительную роль в развитии местной экономики. Только в 2013 г. суммарный объем внешней торговли этих зон увеличился на 14,7% по сравнению с 2012 г. и составил 699,83 млрд. долл., в том числе экспорт – 394,98 млрд. долл. (+13,6%), импорт – 304,85 млрд. долл. (+16,2%).

СЭЗ Стоимость (млн.долл.) Прирост (%)

Шэньчжэнь537,36305,72231,6415,112.718,5Сямэнь84,0952.3531,7412,915,318,5Чжухай54,1726,6027,5618,623,014,6Шаньтоу9,236,602,634,97,1-0,3Хайнань14,983,7111,274,618,20,8Всего699,83394,98304,8514,713,616,2В соответствии с льготным режимом, действующем на территории СЭЗ, администрации зон в лице Управляющих комитетов пользуются правами провинциальных правительств в области регулирования местной экономики и разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В частности, они самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитных рынках, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов, предоставляемых центральным правительством. При этом они отвечают за свои обязательства собственными средствами. Государство установило лимит иностранных инвестиций в объекты, самостоятельно утверждаемые СЭЗ, в настоящее время составляет 50 млн. долл. (ранее – 30 млн. долл.). Инвестиции иностранного резидента должны составлять не менее 25% уставного капитала в создаваемом предприятии. В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года – налог не взимается, последующие 3 года – 50% от действующей ставки). До 2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (для сравнения, китайские предприятия вне СЭЗ платили 33%). С 1 января 2008 года был установлен 5-ти летний переходной период на новые ставки налога на прибыль (2008 г.-18%, 2009г.-20%, 2010г.-22%, 2011 г. – 24%, 2012 г.-25%). Данный период действовал только для резидентов, которые открыли свои предприятия на территории СЭЗ до середины марта 2007 года. Новые резиденты платили налог на прибыль 25% с 1 января 2008 года. В отношении резидентов СЭЗ, занятых в сферах торговли, переработки, ремонта, а также в импортно-экспортных операциях, действует ставка НДС в 17%, как и на всей территории КНР. При этом НДС и таможенные платежи не взимаются при импорте производственного оборудования и материалов, ввозимых иностранным резидентом в счет своей доли в предприятии. При этом остальные виды налогов (акциз, личный подоходный налог и т.д.), существующие в Китае резиденты СЭЗ платят наравне с другими предприятиями и гражданами страны, т.е. льготы на другие виды налогов не распространяются. Дополнительно, по решению местных властей, некоторым предприятиям (например, экспортным или высокотехнологичным) могут предоставляться дополнительные преференции: снижение (отмена) платежей за землю, газа, электричества и т.д. Для резидентов СЭЗ установлены максимальные сроки аренды земли:
  • строительство жилья - 70 лет;
  • промышленное использование, строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры, спорта;
  • 50 лет;
  • размещение объектов торговли, туризма, развлечений - 40 лет;
  • - комплексное использование - 50 лет.
Право аренды предоставляется после уплаты рыночной стоимости участка, налог за аренду земли не взимается. После окончания срока аренды, резидент может его вновь продлить. Резиденты СЭЗ могут приобретать недвижимость в собственность. Налог на недвижимость оплачивается в размере 1,2% от ее стоимости, при аренде – 12% от стоимости аренды. Если резиденты СЭЗ собираются реализовать свою продукцию на внутреннем рынке Китая, то они могут действовать самостоятельно или при посредничестве государственных компаний. При этом местные ведомства могут вносить свои рекомендации в части ценообразования и резиденты СЭЗ обязаны их учитывать. Т.е. цены должны соответствовать среднерыночной цене на аналогичные товары (таким образом не допускается ценовой демпинг). Несмотря на сложность функционирования СЭЗ, отсутствие общих правовых актов, регулирующих их деятельность, резкий «разрыв» по уровню развитости предприятий работающих в СЭЗ и предприятий, работающих вне этих зон, они доказали свою эффективность и помогли китайской экономике занять одно из лидирующих мест в мире.
СЭЗ Товарооб. Экспорт Импорт Товарооб. Экспорт Импорт


01 03, 16

 

 

напишите комментарий

Убедитесь, что введена вся необходимая информация (*). HTML код не допускается.