Специальные Экономические Зоны Китая
- Выход к международным транспортным коридорам (в основном морским).
- Специальная законодательная база, способствующая привлечению зарубежных инвесторов (к слову, в Китае не существует общей законодательной базы, регламентирующей работу СЭЗ, для каждой СЭЗ принимались отдельные законодательные акты).
- Простые и благоприятные условия деятельности предприятий иностранных инвесторов: низкие налоги и облегченный вывод прибыли.
- Экспортоориентированность предприятий СЭЗ.
- Высокая степень самостоятельности местных властей в адаптации положений и правил к местным условиям.
- Самостоятельность резидентов СЭЗ при определении сферы деятельности, которой они будут здесь заниматься, в рамках существующих законов и правил.
- 5 специальных экономических зон: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);
- 90 зон технико-экономического развития государственного уровня: в гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и других крупных городах;
114 зон новых и высоких технологий, в том числе наиболее известные:
- 13 свободных таможенных зон: в гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь.
- 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня: в гг. Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (Автономный район Внутренняя Монголия), Хуэйчунь (провинция Цзилинь), Даньдун (провинция Ляонин), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Пинсян, Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань).
- Пять СЭЗ были созданы на восточном побережье Китая в начале 80-х годов в целях активизации привлечения иностранных инвестиций.
СЭЗ Стоимость (млн.долл.) Прирост (%)
Шэньчжэнь537,36305,72231,6415,112.718,5Сямэнь84,0952.3531,7412,915,318,5Чжухай54,1726,6027,5618,623,014,6Шаньтоу9,236,602,634,97,1-0,3Хайнань14,983,7111,274,618,20,8Всего699,83394,98304,8514,713,616,2В соответствии с льготным режимом, действующем на территории СЭЗ, администрации зон в лице Управляющих комитетов пользуются правами провинциальных правительств в области регулирования местной экономики и разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В частности, они самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитных рынках, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов, предоставляемых центральным правительством. При этом они отвечают за свои обязательства собственными средствами. Государство установило лимит иностранных инвестиций в объекты, самостоятельно утверждаемые СЭЗ, в настоящее время составляет 50 млн. долл. (ранее – 30 млн. долл.). Инвестиции иностранного резидента должны составлять не менее 25% уставного капитала в создаваемом предприятии. В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года – налог не взимается, последующие 3 года – 50% от действующей ставки). До 2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (для сравнения, китайские предприятия вне СЭЗ платили 33%). С 1 января 2008 года был установлен 5-ти летний переходной период на новые ставки налога на прибыль (2008 г.-18%, 2009г.-20%, 2010г.-22%, 2011 г. – 24%, 2012 г.-25%). Данный период действовал только для резидентов, которые открыли свои предприятия на территории СЭЗ до середины марта 2007 года. Новые резиденты платили налог на прибыль 25% с 1 января 2008 года. В отношении резидентов СЭЗ, занятых в сферах торговли, переработки, ремонта, а также в импортно-экспортных операциях, действует ставка НДС в 17%, как и на всей территории КНР. При этом НДС и таможенные платежи не взимаются при импорте производственного оборудования и материалов, ввозимых иностранным резидентом в счет своей доли в предприятии. При этом остальные виды налогов (акциз, личный подоходный налог и т.д.), существующие в Китае резиденты СЭЗ платят наравне с другими предприятиями и гражданами страны, т.е. льготы на другие виды налогов не распространяются. Дополнительно, по решению местных властей, некоторым предприятиям (например, экспортным или высокотехнологичным) могут предоставляться дополнительные преференции: снижение (отмена) платежей за землю, газа, электричества и т.д. Для резидентов СЭЗ установлены максимальные сроки аренды земли:- строительство жилья - 70 лет;
- промышленное использование, строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры, спорта;
- 50 лет;
- размещение объектов торговли, туризма, развлечений - 40 лет;
- - комплексное использование - 50 лет.
СЭЗ | Товарооб. | Экспорт | Импорт | Товарооб. | Экспорт | Импорт |
01 03, 16