Что такое маркетинговые исследования, какие этапы, методы, их виды и цели

Для организации качественной работы в сфере производства и сбыта продукции необходимы маркетинговые исследования , без которых довольно сложно принимать правильные управленческие решения. Это бизнес, а, значит, действовать вслепую чревато потерями.
Оглавление:Цели и этапы маркетинговых исследований Этапы маркетингового исследования Виды маркетинговых исследований Маркетинговый отдел внутри организации Задачи маркетингового исследования |
Руководитель должен владеть точной информацией о рыночной ситуации. Для этого и существуют маркетинговые исследования.
Цели и этапы маркетинговых исследований
Маркетинговое исследование – это системная деятельность по поиску, сбору и дальнейшему анализу рыночной сферы с использованием научных методов.
Цель маркетингового исследования – увеличить эффективность производства товара, его сбыта или оказания услуг.
Ставя перед собой одну главную цель: решение конкретной проблемы, исследования все-таки не ограничены определенной четкой схемой проведения. Многие моменты в данной деятельности определяются исходя из ситуации и индивидуальных возможностей организации.
Этапы маркетингового исследования
Работа специалистов по маркетингу выглядит следующим образом. Сначала идет сбор интересующей информации. Далее полученные сведения сортируются, и выявляются проблемные точки. После нахождения проблемы ставится задача выявить действующие факторы, то есть причины проблемы.
Следующий шаг – нахождение путей решения и их апробирование. И еще один немаловажный шаг – прогнозирование ситуации в будущем.

Основные этапы проведения маркетинговых исследований:
-
Формулировка проблемы.
-
Планирование работы.
-
Сбор данных.
-
Анализ полученных данных.
-
Расчет затрат.
-
Завершающий этап.
Виды маркетинговых исследований
Назовем основные виды маркетинговых исследований.
-
Маркетинговые исследования рынка – это касается масштабов рынка, особенностей географии, изучения спроса и предложений и пр.
-
Исследование сбыта подразумевает изучение всех каналов и путей сбыта продукции, а также факторов, которые оказывают влияние на сбыт.
-
Исследование товара – это изучение его характеристик, как самостоятельного изделия, так и в сравнении с аналогичными единицами у конкурирующих организаций. Сюда же относится и изучение реакции потребителя на продукцию.
-
Рекламное исследование включает в себя анализ собственных рекламных мероприятий, их сопоставление с рекламой конкурентов, поиск новых методов позиционирования товаров (услуг).
-
Экономическое исследование – это подсчет и анализ динамики экономических показателей (соотношение сбыта и прибыли).
-
Исследование потребителей – это изучение потенциального клиента по половозрастным признакам, профессии, семейному положению и т.д.
Кто должен проводить анализ
Организация эффективных исследований – это достаточно сложный и ответственный момент, оказывающий решающее влияние на успех деятельности в целом.
Кто же должен этим заниматься? Либо организация самостоятельно проводит работу, либо поручает её сторонним специалистам.
Маркетинговый отдел внутри организации
В больших организациях образован отдел исследований. Четких критериев, которым он должен соответствовать, нет. В зависимости от сферы деятельности фирмы могут различаться роль и функции данного отдела, его положение в структуре организации.
В результате многолетнего опыта была выявлена одна из наиболее существенных ошибок, допускаемых в работе руководства. Заключается она в том, что вновь созданному отделу вменяется в обязанность ведение фирменной отчетности. Это, в свою очередь, создает неудобства в работе подразделений, которым необходима данная отчетность. К тому же такая деятельность не позволяет в полной мере отделу заниматься маркетингом.
Более успешно работа проходит в тех организациях, где предварительным сбором информации занимаются иные подразделения, и вся необходимая документация поступает уже в готовом виде в маркетинговый отдел, который осуществляет только исследования.
В структурном отношении отдел по маркетингу должен иметь прямую связь с директором (руководством) фирмы, которому и будет передаваться исходная информация.
На роль руководителя отдела назначается компетентный человек, обладающий также такими чертами характера, как принципиальность и честность.
Самостоятельная организация исследований имеет свои преимущества и недостатки. Во-первых, не требуется денежных расходов, во-вторых, нет риска утечки информации. С другой стороны, исследованиями должны заниматься компетентные в данном вопросе люди (это и опыт в подобной деятельности, и объективность при исследовании). Однако не каждая организация может этим похвастать.
Специализированные компании
Исходя из анализа существующей ситуации, правильней привлекать к исследованиям специалистов со стороны. Это и опыт, и квалификация, и объективность. Недостатки в данном случае тоже есть:
-
Выбранный вами сторонний маркетолог может не обладать всей совокупностью знаний об отрасли.
-
Существует риск утечки конфиденциальной информации в пользу конкурентов, в случае сотрудничества с недобросовестными организациями и без заключения договора на оказание услуг.
Задачи маркетингового исследования
В целях получения достоверных и актуальных результатов проведение исследования должно подчиняться следующим принципам:
-
регулярности
Регулярность проведения подразумевает, что исследование должно проводиться каждый отчетный период и перед важными изменениями в организации.
-
системности
Исследования должны представлять собой системный процесс, разделённый на четкие составляющие.
-
комплексности
Принцип комплексности заключается в том, что исследования должны охватывать проблему со всех сторон.
-
экономичности
Экономичность подразумевает минимальные затраты на данное мероприятие.
-
оперативности
Мероприятия должны проводиться своевременно, как только возникла такая необходимость. В данном случае эффективность работы будет больше.
-
тщательности
Все шаги в процессе исследований должны быть пройдены с точностью, все подсчеты перепроверены, чтобы не возникла необходимость проведения исследований повторно.
-
точности
Точность – это использование в работе только достоверной информации и научных проверенных методов.
-
объективности
Объективность подразумевает абсолютную беспристрастность при проведении процедуры.
Маркетинговое исследование от Fialan — это маркетинговый анализ рынка и подбор китайских производителей и поставщиков в соответствии с пожеланиями заказчика.
Если вы хотите процветания для своей фирмы, обращайтесь к нам. Специалисты нашей компании к вашим услугам. Мы гарантируем качество, конфиденциальность и объективность.