Курс о бизнесе с Китаем
06
июня 2017
5250
Тенденции китайского розничного рынка

Китай – огромный потребительский рынок и очень динамичный ритейл – как физический, так и e-commerce. В настоящем материале сделаю три фокуса – тенденции китайского розничного рынка, как выглядят крупнейшие сети FMCG в стране (в том числе и международных ритейл-брендов) и немного о том, каким категориям и как выход на один из крупнейших в мире рынков потребления может даться проще, чем другим (кого на рынке больше ждут, в food-категориях).

ТЕНДЕНЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РИТЕЙЛ-РЫНКА

По данным годового отчета одного из крупнейших ритейл-операторов Китая – Lianhua Supermarket Holdings Co. (3618 магазинов), за 2016 год несколько замедлившийся по сравнению с прошлым годом прирост ВВП составил 6,7%. Суммарные розничные продажи в стране за год приросли на 10,4% (-0,3% прироста по отношению к 2015-му). Прирост продаж топ-50 крупнейших торговых операторов Китая за отчетный период составил +0,5%. Номинальный прирост доходов населения, проживающего в городах, составил +7,8%.

 

Столкнувшись с замедлением роста экономики, трансформацией структуры потребителей и их моделей поведения, китайские ритейлеры вынуждены решать вопросы операционной эффективности. В 2016 году из-за постоянного увеличения эксплуатационных расходов, корректировки потребительского спроса и быстрого развития онлайновой розничной торговли физическая розничная индустрия столкнулась с трудностями.

 

О хорошем. На китайском рынке интенсивно развивается онлайн-торговля, в том числе продуктами питания. Ниже вы встретите ссылки на e-commerce площадки, которые развивают традиционные ритейлеры, а также на несколько крупнейших онлайн-торговцев страны. Согласно Nielsen, 11% суммарных ритейл-продаж в Китае приходятся на e-commerce (для сравнения – в США это 8%). Продажи через онлайн-каналы в стране растут ежегодно на уровне 53% (в США – на 12%).

Согласно данным отчета Deloitte 2017г., базируясь на настоящих трендах и темпах развития электронной коммерции в Китае, ожидается, что к 2019 году доля китайского онлайн-рынка в структуре мирового превысит 50%.

ТРАДИЦИОННЫЙ РИТЕЙЛ

В отчете USDA конца января 2017г. представлена аналитика розничного ритейл-рынка Китая. Приведу здесь сектор FMCG (преимущественно, food-структуру и ключевых игроков). Некоторые данные будут касаться начала 2016 года, при этом текущую структуру по игрокам они отражают.

Ключевые сети гипермаркетов и супермаркетов

Международные бренды – Wal-Mart, Carrefour, Metro – конкурируют с основными локальными ритейл-игроками – China Resources Vanguard и Yonghui. На начало 2016 года лидерами продаж потребительских упакованных товаров были: China Resources Vanguard, RT-Mart, Wal-Mart, Lianhua, Carrefour, Yonghui, Nonggongshang, Haihang, Bubugao, Wumart, Metroи AEON China. Высокий ценовой сегмент представляют лидеры: Ole’, BLT, Sam’sClub, Bravo, BHG.

China Resources Vanguard (более 5000 магазинов, данные USDA)

China Resources Vanguard, основана в 1994г в Гонконге, в 2003г. инициировала бренд «CR-Vanguard». В 2014 году после поглощения Tesco China (британский ритейлер не смог на тот момент работать под своим брендом в Китае) и долгого времени слияния, на начало 2016 года ритейлер оперировал более 5000 магазинами под различными брендами: Vanguard, Suguo, Vivo, Ole’, Legou Express, Vango, BLT, Voila!, Leonardo, Huanleshong, Zhongyi, HuarunTang. Годовые продажи превышают 104 миллиарда юаней (16,5 млрд. долл. США). В 2015 году ритейлер запустил онлайн-площадку: www.ewj.com.

Sun Art Retail Group Limited (446, по годовому отчету ритейлера)

Sun Art Retail – один из лидирующих операторов гипермаркетов в Китае (14,6% доля рынка в розничных продажах, по Евромонитору на декабрь 2016г.). Ритейлер оперирует магазинами под двумя брендами – Auchan и RT-Mart, суммарно представляющими 446 гипермаркетов в 224 городах. А также два премиум-супермаркета – RH Lavia и Hi Auchan, расположенные в Чанчжоу и Шанхае. Платформа e-commerce бизнеса компании – www.feiniu.com. В 2015 году Sun Art Retail поглотил онлайн-магазин продуктов питания www.fieldschina.com и http://xiaohehe.org/. В том же году создал вертикальную платформу, специализирующуюся на винах – www.auchanwines.com.

Walmart (Wal-Mart) China (более 430, по USDA)

Розничный гигант зашел на китайский рынок в 1996г. Представляет два своих розничных формата – суперцентры Wal-Mart и магазины Sam’s Club. После поглощения Yihaodian.com Wal-Mart запустил мобильное приложение для покупателей, обеспечивая доставку товаров на дом. В июне 2016-го Walmart и крупный китайский e-commerce – JD.com объявили о создании стратегического альянса для повышения качества обслуживания покупателей по всей стране посредством достижения синергии традиционного ритейла с онлайн-каналом. В июне 2016-го Walmart продал свои e-commerce операции JD. «Взамен» Walmart получил 5% в JD. И на днях он запустился на JD. Sam’s Club также открыл свой интернет-магазин (c 2010г.).

Lianhua (3618 магазинов, по годовому отчету ритейлера)

Lianhua Supermarket Holdings Co., основана в 1991г. в Шанхае, представляет магазины различных ритейл-форматов (гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома) преимущественно в восточном регионе страны. В 2016 году ритейлер открыл 212 новых магазинов и закрыл 477 (в т.ч. 395 франчайзинговых). На конец декабря 2016-го ритейлер оперировал 3 618 торговыми точками.

Carrefour (более 240 магазинов)

Китайская дочка французского ритейлера Carrefour, второй крупнейший международный оператор, присутствующий в Китае 20 лет, по данным отчета USDA, располагает 240 торговыми точками в 73 городах. На китайском сайте ритейлера также указано, что у компании есть e-commerce. В Шанхае ритейлер развивает формат «удобного магазина» Easy Carrefour, количество которых в городе уже ок. 30.

Yonghui Supermarket (ок. 500, супермаркеты и «премиум»)

Ритейлер Yonghui (основан в 1995 году) владеет ок. 500 супермаркетами, по данным USDA. Китайский онлайн-торговец JD.com с 2014 года инвестирует в приобретение акций Yonghui и на текущий момент владеет более 10%. На днях также появилось сообщение, что Yonghui Supermarket намерен построить supply chain промышленный парк в Пэнчжоу провинции Сычуань с общим объемом инвестиций в 1 млрд. юаней. Bravo YH – это порядка 50 магазинов более высокого ценового сегмента, которые развивает Yonghui.

Beijing Hualian BHG

Это high-end (высокий ценовой сегмент) – более 120 торговых точки в Китае.

METRO

Немецкий международный оператор Metro открылся в Китае в 1996 году в Шанхае. На текущий момент китайское подразделение ритейлера управляет 84 магазинами в 58 городах. Компания также имеет функцию онлайн-заказа товаров на своем сайте.

Aldi

В 2014-м СМИ сообщали, что выход розничного оператора Aldi в страну может состояться ориентировочно в 2018 году. И весной 2017-го ритейлер таки начал торговать в Китае. Правда, пока только в формате онлайн. Как сообщает издание Handelsblatt, дискаунтер будет продавать товары через интернет, используя digital маркетплейс крупнейшего китайского e-commerce – Alibaba. В сообщении, со ссылкой на директора по операциям в Китае компании Aldi, говорится, что ритейлер все еще планирует развернуть в стране физические магазины, но это предприятие откладывается из-за высокой стоимости инвестиций и неопределенных прогнозов успеха.

SPAR

Международный оператор SPAR (развивает сеть через франчайзинговых партнеров по всему миру) открылся в Китае в 2004-м. На конец 2016 года SPAR China насчитали 395 магазинов.

КОНКУРЕНЦИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ

Отдельно остановлюсь на сегменте небольших магазинов – «у дома», «удобных» + специализированных в секторе food. Поскольку во всех свежайших аналитиках о ритейл-рынке Китая подчеркивается усиление конкуренции между игроками малых форматов в крупных городах, и их количество постоянно растет. Крупнейшие игроки в этом формате в Китае представлены в таблице.

Крупнейшие по количеству магазинов ритейлеры Китая (формата Conviniece Stores и Specialty Stores)*

Nonggongshang Group (ок. 2 500 магазинов всех форматов, по данным USDA)

Ритейлер с локальными инвестициями – Nonggongshang Group (1994г.) развивается в разных форматах – супермаркеты, удобные магазины Kedi и Alldays.

Ритейл-компании с японским капиталом: FamilyMart и Lawson

Lawson – крупнейший японский ритейлер (более 13 100 магазинов в разных странах) – в Китае по модели франчайзинга развивает 1062 торговых точки, среди которых 689 находятся в Шанхае. СМИ со ссылкой на комментарий вице-президента компании сообщают, что Lawson к 2025 году планирует открыть в Китае до 10 000 магазинов.

FamilyMart (24 494 магазинов в разных странах), основали свое ритейл-подразделение в Китае в 2004 году. Количество магазинов на конец 2015г. в стране – более 1500.

7-Eleven

Американский 7-Eleven (более 56 600 магазинов в 18 странах) стартовал в Китае в 1992-м и на текущий момент управляет более 1000 магазинами в стране.

Магазины импортных продуктов питания

Corner’s Deli – быстрорастущая ритейл-компания импортных продуктов питания в Китае. По данным отчета USDA, на начало 2016г. представляла 12 аутлетов. Jenny Lou’s – так же, как и предыдущий ритейлер, представляет магазины импортных продуктов питания – 17 торговых точек. Pagoda – специализированная сеть свежих фруктов (более 1000 аутлетов).

Хороший большой рынок, если знать правила игры! – Желаем нашим производителям быть там широко и выгодно представленными!

Галина Потапчук Портал МОЯ ТОРГОВАЯ ГРУППА

Подпишитесь на рассылки,

чтобы мы делились с Вами выгодными предложениями, последними новостями и полезными советами по ведению бизнеса с Китаем