Курс о бизнесе с Китаем
13
февраля 2017
831
Россия рассчитывает на бум продуктового экспорта в Китай Россия заняла первое место среди поставщиков нефти в Китай, а теперь намерена увеличить аппетит Поднебесной к российским продуктам питания и сельскохозяйственной продукции. Правда, пока процесс идет довольно медленными темпами. «Существует много экономических инициатив, но фактически реализовать их не так легко, - признается в недавнем интервью Алексей Груздев, заместитель министра экономического развития. - Доступ на рынок и завоевание ниши – это очень сложный процесс, который предполагает серьезную конкуренцию». Аграрному сектору России в последнее время улыбалась удача: щедрые инвестиции, хорошие урожаи и правительственные санкции на импортные товары. В прошлом году Россия впервые за столетие возглавила список мировых экспортеров пшеницы. Расширение торговли с Китаем является для Кремля особо приоритетным направлением, так как отношения России с США и Европейским союзом испортились после начала украинского кризиса в 2014 году. Падение цен на нефть привело к снижению стоимости поставок российского топлива, на долю которого до недавнего времени приходилось три четверти экспорта. После этого правительство РФ стало рассматривать экспорт сельскохозяйственной продукции достойной заменой образовавшейся дыры в бюджете страны. В первые 11 месяцев 2016 года общий объем экспорта в Китай снизился на 6,1%. Сейчас Китай является крупнейшим покупателем продукции российских фермеров. Их экспорт в КНР за первые 11 месяцев прошлого года составил около 11% на сумму $1,5 млрд, что более чем на 8% превышает прошлогодние показатели. По данным российского экспортного центра (государственного института поддержки экспорта) основными продуктами торговли являются мороженая рыба, подсолнечное масло и соя. «Мы имеем дополнительные источники роста», - заявил Груздев (до вступления в прошлом году в нынешнюю должность заместитель министра работал в качестве торгового представителя России в Китае). - В Китае формируется спрос на высококачественные продукты из России». Но еще есть над чем работать. Груздев заявил, что приоритетом является увеличение поставок из России свинины и птицы быстрорастущих пород, ведь Китай является крупнейшим в мире потребителем свинины. Тем не менее пока этот рынок закрыт из-за запрета Китая на ввоз российской мясной продукции, который был введен после вспышки африканской чумы свиней в России. Груздев заявил, что Россия настаивает на ослаблении ограничений, пытаясь убедить руководство КНР разрешить поставки из районов, незатронутых эпидемией. «Это является одним из наших ключевых приоритетов», - сказал он. Таким образом, проект заморожен до снятия запрета. Продовольственная компания Русагро, один из крупнейших в России производителей мяса, занимается организацией на Дальнем Востоке рядом с китайской границей свиного фермерского хозяйства, стоимость которого оценивается в 20 млрд рублей (340 млн долларов). Однако представители компании признаются, что в центре внимания на данный момент остается внутренний рынок, а расширение для экспорта в КНР является пока только планами на будущее. «Вокруг Китая сейчас много эйфории, - признается Альберт Давлеев, президент московской консалтинговой компании Agrifood Strategies. - В то же время вести дела с Китаем очень трудно. Их ветеринарные требования являются одними из самых строгих в мире». Европа и США являются ведущими поставщиками свинины в КНР, а среди стран, импортирующих говядину, лидируют Бразилия и Австралия. По словам Груздева, еще одной целевой областью для России являются молочные продукты, однако и здесь существуют ограничения с китайской стороны по соображениям безопасности. В настоящее время единственным продуктом, который разрешают ввозить из РФ является мороженое. Тем не менее, по данным экспортного центра, объем его продажи в первые девять месяцев прошлого года составил лишь 4,2 миллиона долларов. Даже в отраслях, где нет запретов на импорт, российские поставки в КНР растут довольно медленно. Экспорт зерна был разрешен уже в декабре 2015 года, однако поставки пока незначительны. Но есть несколько российских товаров, которые пользуются особым спросом у китайских потребителей, например, шоколад. Груздев отметил, что российские сладости особенно популярны в приграничных районах КНР на северо-востоке. Там классический русский торт медовик известен под изысканным названием “русский тирамису”. По словам Груздева, повышению экспорта сои способствовали совместные предприятия российских и китайских компаний. Министерство экономического развития РФ в прошлом году договорилось с китайской стороной перейти к устранению препятствий торговле и инвестициям. Начало положено, но еще многое предстоит сделать. «Принимаемые меры по диверсификации экспорта оказывают некоторый эффект, не такой большой, как хотелось бы, но это только начало», - считает замминистра. Источник: http://www.dairynews.ru

Подпишитесь на рассылки,

чтобы мы делились с Вами выгодными предложениями, последними новостями и полезными советами по ведению бизнеса с Китаем