Курс о бизнесе с Китаем
22
января 2018
1456
На поставках мороженого в Китай зарабатывают многие регионы, но не Бурятия

В Китае бум на российское мороженое

 

Китайские потребители считают нашу продукцию экологически чистой и вкусной, в отличие от собственных аналогов. Однако могут ли бурятские компании воспользоваться неожиданным спросом и открывшимися возможностями?

Любовь к импорту

Как ни удивительно, но во время посещения соседнего государства мы увидели на прилавках магазинов и супермаркетов большой ассортимент российского мороженого. Цены повыше, чем местные аналоги. И неудивительно. Китайский средний класс растет, рис и лапша интересуют его уже мало, а те продукты, которые пару десятков лет назад считались роскошью, стали доступными. В том числе мороженое. 

Сегодня возможность включать в свой рацион импортные продукты воспринимается китайцами как выход на более высокий уровень жизни.Вдобавок китайцы считают Россию пустынной, малонаселенной страной, где на диких полях пасутся коровы, производя экологически чистое молоко, которое используется для изготовления мороженого. Плюс со времен СССР китайцы считают наше продовольствие качественным, а ГОСТы – надежными. Такой вот сформировался устойчивый и благоприятный для нас миф.

Впрочем, если сравнивать с промышленным и загазованным Китаем, то у нас в области экологии просто космос. Неслучайно китайские санитарные службы особое внимание уделяют проверкам нашего пломбира на тяжелые металлы и никогда их не находят. Кстати, несколько лет назад в Китае прогремело несколько скандалов с обнаружением в местных молочных продуктах токсических веществ (меламиновый скандал), в связи с чем собственная промышленность была дискредитировала в глазах потребителей.

В общем, китайцы считают нашу продукцию полезной и вкусной, тем более что рецептура изготовления мороженого в КНР предполагает использование маргаринов и пальмовых масел, крайне вредных для здоровья. В России также для удешевления товара в него добавляются «заменители молочного жира», но не во все партии.  И главное, из-за девальвации рубля наша продукция стала дешевой для импортеров и очень выгодной для экспорта.

Потянуло в Китай

Соответственно, экспорт в Китай ежегодно растет. Только в 2016 году жители страны съели две тысячи тонн российского мороженого. Это в пять раз больше, чем годом ранее. Сегодня наверняка речь идет о десятке тысяч тонн. Впрочем, в миллиардном Китае это капля в море. Но насколько наши производители могут выиграть в связи с вновь открывшимися нишами?

Первыми, естественно, воспользовались конъюнктурой наши соседи-иркутяне, которые несколько лет назад начали поставки туда мороженого. Некоторые пищевые компании открыли там свои представительства. Впрочем, не все шло так гладко. Как сообщил информированный источник «Номер один», не так давно одного из иркутских производителей китайские партнеры «кинули» на 50 миллионов долларов, обещая согласовать документы для строительства молочного завода. В результате аферы деньги разошлись по подрядчикам и чиновникам, а результата нет, и не будет. Типичная схема «распила». Так что работать с китайцами сложно. Но можно.

Холодный завоз

– Китайские бизнесмены говорят, что их не интересуют маленькие партии, условно говоря, нужен целый пароход мороженого, причем доставить его надо в южные порты Китая, где живет почти все население страны и где все, что поступило, будет продано за считаные дни, – говорит бизнесмен Баир Доржиев. – Мы им говорим, что наша логистика подразумевает быструю поставку товара автомобильными фурами и по железной дороге через Читу и Маньчжурию в Северо-Восточный Китай, но им это не слишком интересно. А нам везти по морю мороженое слишком накладно и опасно.

Кроме того, в Бурятии мороженое в крупных партиях не производится. ОАО «Молоко» могло бы развернуть производство под Китай, но сегодня создается впечатление, что компания больше обеспокоена тем, как бы выжить физически, а не строить грандиозные планы по завоеванию китайского рынка. Вдобавок китайцев очень интересуют российские торты, и здесь мы также могли бы хорошо заработать. Но пока не получается.

– Я не так давно возил на китайские выставки продукцию ОАО «Амта», причем в достаточно широком ассортименте, – рассказывает улан-удэнский предприниматель Вячеслав. – Китайцы пробовали, вроде нравилось, но на договоры по поставкам мы так и не вышли. Как потом выяснилось, вкусовые рецепторы и предпочтения у нас несколько отличаются – то, что кажется вкусным нам, у китайцев не вызывает большого восторга. Хотя та же ИП Кушеева активно поставляет свои медовые торты в Маньчжурию, и там все это хорошо уходит.

Поэтому пока в Китае превалирует продукция крупных московских пищевых комбинатов. То же мороженое под брендом «Русский холод» распространено в соседней стране повсеместно. В среднем, если переводить на наши деньги, оно стоит 120 рублей за 70-граммовый простой рожок пломбира. Это в три с лишним раза дороже, чем розничная цена мороженого в России. 

Кроме того, по данным Федеральной таможенной службы, крупные поставки в КНР идут из Забайкальского края, Хабаровского, Приморского краев и Амурской области.  Все спешат воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Так что пока экспортные сверхприбыли пищевой промышленности обходят Бурятию стороной. Впрочем, уже не в первый раз.

Подпишитесь на рассылки,

чтобы мы делились с Вами выгодными предложениями, последними новостями и полезными советами по ведению бизнеса с Китаем